Открытые занятия




Разработчик: Криворотова Е.О., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ»
Технологическая карта учебного  занятия
Тема: Работа над текстом скороговорки
Цель для педагога:
Замотивировать обучающихся 10 летнего возраста к занятиям по предмету сценическая речь посредством разучивания и проговаривания скороговорки.

Цель для
Обучающихся:


Выучить скороговорку и произносить с использованием различных приемов.


Задачи:

1. Знакомство с основами сценической речи.
2. Расширить представления обучающихся о видах деятельности
    и приемах работы на уроках  сценической речи.
3. Научить произносить скороговорку с использованием
    различных приемов.
4. Развивать чувство ритма, умение детей пользоваться высотой,
    силой голоса,    изменять темп речи в различных ситуациях.
5. Воспитывать интерес к речевой деятельности, творчеству и сценическому     искусству.

Задачи для обучающихся:







1.Познакомиться с различными приемами работы над скороговоркой.
2. Научиться произносить скороговорку в ускоренном темпе и дикционно правильно.








Термины и понятия
Сценическая речь,  скороговорка
Планируемые результаты
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
-знать и правильно употреблять термины и понятия по теме;
-научиться четко проговаривать скороговорку;
-быть готовым к любой коммуникации
Личностные: проявлять творческий подход, базовые знания при выполнении учебного задания.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать предстоящую практическую работу. Соотносить свои действия с поставленной целью и задачами; осуществлять самоконтроль выполняемых действий, корректировку хода работы, оценивать свою работу.
Познавательные: проявлять интерес к предмету, применять полученные знания при подготовке к любой коммуникации.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, работать в группе, владеть монологической и диалогической формами речи.


Организация пространства
Межпрепдметные связи
Формы организации, методы, приемы работы
Ресурсы
Музыка, литература, окружающий мир
Формы организации: групповая, работа в парах.
Методы и приемы:
словесный (объяснение, беседа)
игровой (работа в парах)
наглядный (показ упражнений, слайдовой презентации)
практический (разучивание скороговорки)
Оборудование: стол, стулья, ковер
Наглядно-демонстрационный материал: слайдовая презентация, карточки, брошюры
1 этап. Организационный момент
Цель этапа:
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Формирование мотивации обучающихся к занятиям по предмету сценическая речь
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на занятии по сценической речи. Как вы думаете, на ваш взгляд, что это за занятия по сценической речи и для чего они необходимы в жизни. Давайте будем исходить из самого названия предмета «сценическая речь» (красиво говорить, выступать на сцене, ораторствовать, быть готовым к любой коммуникации).
-Правильно, ребята! Сценическая речь-это основное средство выразительности актера.  На уроках по сценической речи мы учимся красиво правильно говорить, чтобы потом не только выступать на сцене как вокалисты и актеры, но и навыки красивой речи пригодятся нам и обычной жизни. Но прежде давайте с вами познакомимся: игра называется «Снежный ком» (знакомство с детьми).
Обучающиеся слушают педагога; отвечают на вопросы; участвуют в обсуждении; общаются с педагогом.
Личностные: формирование мотивации на учебное занятие.
Познавательные: определение границ своего знания (незнания).
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог, слушать. Отвечать на вопросы.
II этап. Введение в тему занятия
Организация действия обучающихся по принятию цели и задач учебного занятия
Каждое занятие по сценической речи, как и занятия по танцам мы начинаем с чего? (с разминки).
Нам необходимо подготовить все наше тело к выступлениям. Начнем мы с упражнений для осанки, т.к. красивая осанка-залог хорошей речи (плечи вверх, вниз, назад, опустили). Разогреем резонаторы (выполняем постукивающие движения кулочками по грудной клетке). Затем выполняем упражнения артикуляционной гимнастики для мышц языка, губ, нижней челюсти и глотки. Выполняем упражнение в движении, артикуляционная гимнастика для губ «Семья Криворотовых»- у мамы рот был вот такой, оттягиваем губы вправо, у папы рот был вот такой, оттягиваем губы влево  и др.
-Мы с вами разогрелись и переходим к произношению отдельных звуков. Представьте, что вы находитесь на берегу моря и дует ветер-шшшшш…., а волны бьются о берег-ссссссс….., на море пошел дождь- верхняя губа бьет о нижнюю, произносим звук п-п-п-п…
Теперь переходим к произношению слогов. Представим, что мы бросаем камни в воду, вначале один камень, произносим слог ПА, затем два камня ПА-ПО и т.д. То же самое со слогом БА…
-Ребята, скажите, каким звукам мы уделяли  больше времени ? (звуки П, Б)
- А почему, вы поймете из дальнейшей работы.
-Мы с вами разминку выполнили, звуки, слоги произнесли, теперь переходим к отработке произношения в текстах.
- Какие тексты вы знаете для отработки произношения, красивой речи (стихотворения, отрывки литературных произведений, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.)
-Сегодня мы с вами будет работать над самыми интересными и смешными текстами… Как вы думаете над какими..? Произношу набор скороговорок.
-Правильно, над скороговорками.
-Мы сегодня  с вами выучим скороговорку (Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа).
-Так почему мы отрабатывали с вами произношение звуков П,Б? (встречаются чаще всего в тексте скороговорки)



III этап . Основной этап
Обеспечение усвоения новых знаний и способов их действий
-Что такое скороговорка? (проговаривать быстро).
-Скороговорка - это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. Бывают простые, сложные, детские, украинские и т.д.
-И так, начинаем разучивать слова (работаем с мячом). Бросаю мяч каждому ребенку и проговариваю слово, дети бросают обратно и повторяют за мной слова.
Отрабатываем текст скороговорки с хлопками, прыжками, с мячом.
Затем отрабатываем произношение скороговорки в движении (необходимо пройти по линии с расставленными в сторону руками и при этом проговаривать текст скороговорки).
Дети произносят текст поочередно, проходя по линии, при этом расставив руки в стороны.
А также можно использовать игру «На болоте» (дети прыгают по кочкам-словам из теста скороговорки и произносят слово, прыжок на кочку-произношение слова.)


IV этап. Итоги занятия. Рефлексия
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
-Чему мы с вами сегодня научились? (ответы детей)
-Какие приемы вы будете использовать для работы над речью, перед любым выступлением? (ответы детей)
-Трудности были,  какие – ни будь? (ответы детей)
-Актеры могут не только перевоплощаться, но и изображать различные состояния (изображаем с детьми радость, гнев, недовольство)
-Сейчас я вас попрошу закрыть глаза и подумать, какие эмоции вы испытали на занятии, а теперь открывайте глаза и покажите на лице эти  эмоции. 
Я подготовила буклеты вам для того, чтобы вы в дальнейшем использовали различные упражнения для подготовки к любому выступлению перед аудиторией.
-Спасибо, мне приятно было с вами поработать













Тема занятия. Соноры. Звук р. Автоматизация звука  р   в открытых  слогах.
                             

Цель занятия: формирование правильного  произношения  звука р и
                           отработка  чёткого     произношения  в открытых  слогах.
                           


Задачи:
- формирование правильного произношения звука р изолированно,
   в слогах и словах (принимать нужное положение языка и  всего
   артикуляционного аппарата в целом при произнесении изучаемых звуков);
- развитие  подвижности кончика языка;
- выработка экономной  воздушной струи, без толчков;
- произношение слогов  на дыхательной опоре;
- учить детей наблюдать за собой и контролировать свои ощущения;
- развитие внимания, кинестетических ощущений, фонематического слуха;
- воспитание любознательности, заинтересованности в получении новых
   знаний.



Оборудование: зеркала, профили артикуляции, кусочки ваты, ватные
                              палочки, предметные картинки, полоски бумаги.


Методы обучения:  словесный (пояснение, объяснение, предварительная и
                                     обобщающая беседа),
                                     наглядный (наблюдение, воспроизведение
                                     магнитофонных записей),
                                     практический (упражнения дыхательные, голосовые,
                                      артикуляторные; игры).

Образовательная программа:  « Сценическая речь» для учащихся
                                                          вокальной   студии «Мэри Поппинс»
                                                            от 7 до 15 лет.

Тип урока:  комбинированный.

Использованная литература:

       Бугаева З. Н. Развитие устной речи и дикции.
       Лалаева Р. И.  Логопедическая работа в коррекционных классах.
       Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия.
        Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения.

Ход занятия



1.     Организационный момент.
Приветствие.
Проверка детей на уроке.
Игра «Выполни инструкцию».
Цель: активизация внимания детей, развитие речевого слуха.
Объяснения педагога:  внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «просьба».
- просьба: подними руки вверх;
- руки вниз;
- просьба: руки в стороны;
- руки вперёд и т. д.

     2. Подготовительный этап.

          Разминка активная.
Цель: снятие мышечных зажимов и напряжения во всём теле. Упражнение «Подсолнушек».
    Представьте, что вы вдруг превратились в подсолнух. Позвоночник – это крепкий стебель подсолнуха, он не даёт ему согнуться и наклониться. Стойте ровно, но не напрягайтесь. Руки – листья  и голова подсолнушка могут свободно двигаться и поворачиваться то вправо, то влево «за солнышком».

Дыхательная гимнастика со звуком и без.
Цель: научиться регулировать процесс дыхания во время речи, то есть использовать нормальный запас воздуха рационально. Укрепить мышцы, участвующие в процессе дыхания.

Упражнение «Сонная голова».
Сделав предварительный вдох носом, выдох осуществлять через неплотно сомкнутые губы. При этом голова свободно вращается по часовой стрелке и против.

Упражнение «Рубка дров».
 Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены и соединены в замок. При вдохе руки закидываем над головой. На выдохе резко наклониться вперёд со словом «ух!» (повторить 3 раза). Затем, не разгибаясь, ещё трижды наклониться, выдохнув остальной воздух: «Ух! Ух! Ух!».
3. Проверочный этап.

 Повторение пройденного материала на предыдущем уроке:
           -произнести звуки  Ч – Ш – С -  Ц, постепенно набирая темп (разгоняясь как  паровоз);

Цель упражнений: тренировка  мышц брюшного пресса. Они создают необходимую для голоса опору – это возможность сознательного замедления фазы выдоха; опора создаётся благодаря контролю над напряжением мышц – выдыхателей, т. е. прежде всего мышц брюшного пресса.
Методические указания: все движения во время тренировочной гимнастики дыхания и голоса должны быть плавными, даже если они делаются в быстром темпе.



4.     Основной этап.

а) Рассказ о цели урока.
    Игра «Угадай звук».
     Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
   Педагог называет слова, в которых встречаются звуки р, р/ либо работа с  предметными картинками. Дети должны угадать, какой звук чаще всего встречается в словах (во всех  названиях предметов встречается звук р).

б) Выяснить, где в окружающей действительности встречается звук р (рёв мотоцикла, мотор машины, самолёта, рычание собаки, тигра и др.).
Цель: развитие слухового внимания.

в) Характеристика звука р: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий).
       Объяснения педагога: самыми звонкими среди звонких согласных являются сонорные звуки. Они отличаются особенной звучностью. Сонорные звуки можно тянуть, петь, подобно гласным. Не случайно вокалисты всегда поют свои распевки с этими звуками: римрэмрамрум и т. д.
 К  сонорным звукам относятся согласные м, н, л, й, р.
Звуки  р, р/ называются дрожащими.

г) Объяснение нормальной артикуляции звука р (используются профили артикуляции):
-положение губ зависит от последующего гласного звука;
-нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены;
-кончик языка широкий, истончённый, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то,  прилегая к ним, то, отходя от них;
-боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы.

д) Артикуляционная гимнастика.
Цель:  выполнение специальных упражнений для развития подвижности кончика языка и поднятия кончика языка вверх:
-поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу;
-поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на нижние зубы;
-поднять кончик языка к верхним альвеолам, опустить к нижним альвеолам;
-«пересчитать» кончиком  языка  верхние, нижние зубы;
-пощёлкивание языком;
-«присосать» язык к нёбу;
-«присосать» язык к нёбу и опустить нижнюю челюсть;
- «болтушка»: кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;
-«пулемётчик»: частое произношение звуков т, д.
Методические указания:
-повторять каждое упражнение не меньше 4 -5 раз;
- добиваться в упражнениях свободного движения речевых органов, излишне не напрягать мышцы шеи, лба или подбородка;
- выполнять упражнения перед зеркалом, учиться наблюдать за собой.

е) Дыхательная гимнастика.
Цель. Вырабатывать плавную, длительную,  непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Упражнение «Бабочка, лети!». Дети сидят на стульях. Преподаватель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, жёлтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит? Нужно следить, чтобы дети  при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щёки не надувать, губы слегка выдвинуть вперёд. Каждый ребёнок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
То же упражнение, только с высунутым языком в форме «лопатки». Воздушная струя идёт по середине языка.


      ж) Произношение звука р.
Упражнение «Барабанщики».
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д –д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.


Методические указания:
 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
 2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
 3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Соединяем произношение звука д и р. Произносим слитно д – д – д –р – р- р- р. Следим, чтобы губы были в улыбке, кончик языка стучал о верхние зубы.
з) Автоматизация звука р.
 Цель: отработка чёткого  изолированного произношения звука р.
Методические указания: во время произнесения длинного твёрдого (р) опустите насколько возможно больше нижнюю челюсть (звук (р) останется чистым, звучным). Добиваться в тренировке, чтобы вибрировала только самая передняя кромочка языка. Для этого необходимо загнуть кончик языка больше кверху и слегка подтянуть дрожащую кромочку к затылку. (Звуки р, р/ называются дрожащими).


1. Звучное произнесение звука  р.
Упражнение «Мотоцикл».
 Цель. Произношение звука р с активизацией мышц брюшного пресса. Садитесь за руль воображаемого мотоцикла и отправляйтесь в путешествие: «Р – р – р – р- р». Старайтесь держать звук как можно дольше, не добирая воздуха.
Упражнение «Верный пёс».
 Цель: развитие силы и подвижности голоса.
 Сторожевая собака слышит шорох и предостерегающе рычит: « Р – р – р –р». Послышались шаги – собака рычит более энергично и грозно: « Р – р – р!...» Вот мелькнула чья – то тень, и собака готова к схватке, слышится ещё более агрессивное «Р – р – р !...». Но оказалось, что это соседская Найда. Собака рычит примирительно и более миролюбиво: « Р – р – р  - р!»… (упражнения  выполняются по выбору).


ФИЗМИНУТКА:
Цель: снятие зажимов мышц шеи.
 Упражнение «Любопытная Варвара»:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А Варвара смотрит вверх, выше всех и дальше всех.
А Варвара смотрит вниз, мышцы шеи напряглись.
Возвращается обратно – расслабление приятно.

и) Отработка произношения звука р в открытых слогах: ра, ро, ру, ры, рэ.

Упражнение 1. «Лыжники».
Цель: активизация мышц брюшного пресса.
Подражаем движениям лыжников. Стоим на месте, работают только руки. На выдохе произносим слоги: ра, ро, ру, ры, рэ с активизацией мышц брюшного пресса.



     Упражнение 2. «По порядку рассчитайся!».
     Цель: автоматизация звука р в открытых  слогах.
Представьте, что перед вами команда спортсменов, которые рассчитываются по порядку. Но вместо номера они называют слог:
РЭ (первый), РЫ (второй), РА (третий), РО (четвёртый), РУ (пятый) и т. д.
  Капитан (учитель) проверяет наличие спортсменов в строю. Кого не хватает?
 Назвать всех по порядку, быстро произнося:
РЭ, РЫ, РА, РО, РУ.
Провести такой расчёт несколько раз.



Упражнение 3. «Каратисты».
 Цель. Воспитывать произношение слогов на дыхательной опоре.
 Руки сжимаем в кулачёк. Произносим каждый слог с движениями рук, имитируя движения каратистов.

к) Задания на развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук». Цель: развитие слухового внимания.
 Педагог читает первый куплет песни «Незнайка». Дети, услышав звук р в слове, хлопают в ладоши.



5. Заключительный этап.
Подведение итога занятия.
Педагог анализирует выполнение задания группой. Интересуется, какие знания и умения необходимы для чёткого звучного произнесения звука р:
- во время произнесения длинного твёрдого (р) опускать насколько возможно больше нижнюю челюсть ( (р) останется чистым, звучным);
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
 Д/З.  В тексте песни «Незнайка» найти слова, в которых встречаются звуки р, р/.  Произнести слова, следя за ярким звучным  произношением звуков  р, р/. Следить за тем, чтобы не напрягались излишне мышцы шеи, лба или подбородка.

6. Рефлексия.
    Опрос учащихся о понравившихся моментах на уроке, о самых сложных заданиях. Оценка работы учащихся на занятии.


























 Тема занятия. Соноры. Звук р. Автоматизация звука  р   в открытых  слогах.
                             

Цель занятия: формирование правильного  произношения  звука р и
                           отработка  чёткого     произношения  в открытых  слогах.
                           


Задачи:
- формирование правильного произношения звука р изолированно,
   в слогах и словах (принимать нужное положение языка и  всего
   артикуляционного аппарата в целом при произнесении изучаемых звуков);
- развитие  подвижности кончика языка;
- выработка экономной  воздушной струи, без толчков;
- произношение слогов  на дыхательной опоре;
- учить детей наблюдать за собой и контролировать свои ощущения;
- развитие внимания, кинестетических ощущений, фонематического слуха;
- воспитание любознательности, заинтересованности в получении новых
   знаний.



Оборудование: зеркала, профили артикуляции, кусочки ваты, ватные
                              палочки, предметные картинки, полоски бумаги.


Методы обучения:  словесный (пояснение, объяснение, предварительная и
                                     обобщающая беседа),
                                     наглядный (наблюдение, воспроизведение
                                     магнитофонных записей),
                                     практический (упражнения дыхательные, голосовые,
                                      артикуляторные; игры).

Образовательная программа:  « Сценическая речь» для учащихся
                                                          вокальной   студии «Мэри Поппинс»
                                                            от 7 до 15 лет.

Тип урока:  комбинированный.

Использованная литература:

       Бугаева З. Н. Развитие устной речи и дикции.
       Лалаева Р. И.  Логопедическая работа в коррекционных классах.
       Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия.
        Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения.

Ход занятия



1.     Организационный момент.
Приветствие.
Проверка детей на уроке.
Игра «Выполни инструкцию».
Цель: активизация внимания детей, развитие речевого слуха.
Объяснения педагога:  внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – «просьба».
- просьба: подними руки вверх;
- руки вниз;
- просьба: руки в стороны;
- руки вперёд и т. д.

     2. Подготовительный этап.

          Разминка активная.
Цель: снятие мышечных зажимов и напряжения во всём теле. Упражнение «Подсолнушек».
    Представьте, что вы вдруг превратились в подсолнух. Позвоночник – это крепкий стебель подсолнуха, он не даёт ему согнуться и наклониться. Стойте ровно, но не напрягайтесь. Руки – листья  и голова подсолнушка могут свободно двигаться и поворачиваться то вправо, то влево «за солнышком».

Дыхательная гимнастика со звуком и без.
Цель: научиться регулировать процесс дыхания во время речи, то есть использовать нормальный запас воздуха рационально. Укрепить мышцы, участвующие в процессе дыхания.

Упражнение «Сонная голова».
Сделав предварительный вдох носом, выдох осуществлять через неплотно сомкнутые губы. При этом голова свободно вращается по часовой стрелке и против.

Упражнение «Рубка дров».
 Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены и соединены в замок. При вдохе руки закидываем над головой. На выдохе резко наклониться вперёд со словом «ух!» (повторить 3 раза). Затем, не разгибаясь, ещё трижды наклониться, выдохнув остальной воздух: «Ух! Ух! Ух!».
3. Проверочный этап.

 Повторение пройденного материала на предыдущем уроке:
           -произнести звуки  Ч – Ш – С -  Ц, постепенно набирая темп (разгоняясь как  паровоз);

Цель упражнений: тренировка  мышц брюшного пресса. Они создают необходимую для голоса опору – это возможность сознательного замедления фазы выдоха; опора создаётся благодаря контролю над напряжением мышц – выдыхателей, т. е. прежде всего мышц брюшного пресса.
Методические указания: все движения во время тренировочной гимнастики дыхания и голоса должны быть плавными, даже если они делаются в быстром темпе.



4.     Основной этап.

а) Рассказ о цели урока.
    Игра «Угадай звук».
     Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
   Педагог называет слова, в которых встречаются звуки р, р/ либо работа с  предметными картинками. Дети должны угадать, какой звук чаще всего встречается в словах (во всех  названиях предметов встречается звук р).

б) Выяснить, где в окружающей действительности встречается звук р (рёв мотоцикла, мотор машины, самолёта, рычание собаки, тигра и др.).
Цель: развитие слухового внимания.

в) Характеристика звука р: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий).
       Объяснения педагога: самыми звонкими среди звонких согласных являются сонорные звуки. Они отличаются особенной звучностью. Сонорные звуки можно тянуть, петь, подобно гласным. Не случайно вокалисты всегда поют свои распевки с этими звуками: римрэмрамрум и т. д.
 К  сонорным звукам относятся согласные м, н, л, й, р.
Звуки  р, р/ называются дрожащими.

г) Объяснение нормальной артикуляции звука р (используются профили артикуляции):
-положение губ зависит от последующего гласного звука;
-нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены;
-кончик языка широкий, истончённый, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то,  прилегая к ним, то, отходя от них;
-боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы.

д) Артикуляционная гимнастика.
Цель:  выполнение специальных упражнений для развития подвижности кончика языка и поднятия кончика языка вверх:
-поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу;
-поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на нижние зубы;
-поднять кончик языка к верхним альвеолам, опустить к нижним альвеолам;
-«пересчитать» кончиком  языка  верхние, нижние зубы;
-пощёлкивание языком;
-«присосать» язык к нёбу;
-«присосать» язык к нёбу и опустить нижнюю челюсть;
- «болтушка»: кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;
-«пулемётчик»: частое произношение звуков т, д.
Методические указания:
-повторять каждое упражнение не меньше 4 -5 раз;
- добиваться в упражнениях свободного движения речевых органов, излишне не напрягать мышцы шеи, лба или подбородка;
- выполнять упражнения перед зеркалом, учиться наблюдать за собой.

е) Дыхательная гимнастика.
Цель. Вырабатывать плавную, длительную,  непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Упражнение «Бабочка, лети!». Дети сидят на стульях. Преподаватель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, жёлтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит? Нужно следить, чтобы дети  при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щёки не надувать, губы слегка выдвинуть вперёд. Каждый ребёнок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
То же упражнение, только с высунутым языком в форме «лопатки». Воздушная струя идёт по середине языка.


      ж) Произношение звука р.
Упражнение «Барабанщики».
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д –д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.


Методические указания:
 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
 2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
 3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Соединяем произношение звука д и р. Произносим слитно д – д – д –р – р- р- р. Следим, чтобы губы были в улыбке, кончик языка стучал о верхние зубы.
з) Автоматизация звука р.
 Цель: отработка чёткого  изолированного произношения звука р.
Методические указания: во время произнесения длинного твёрдого (р) опустите насколько возможно больше нижнюю челюсть (звук (р) останется чистым, звучным). Добиваться в тренировке, чтобы вибрировала только самая передняя кромочка языка. Для этого необходимо загнуть кончик языка больше кверху и слегка подтянуть дрожащую кромочку к затылку. (Звуки р, р/ называются дрожащими).


1. Звучное произнесение звука  р.
Упражнение «Мотоцикл».
 Цель. Произношение звука р с активизацией мышц брюшного пресса. Садитесь за руль воображаемого мотоцикла и отправляйтесь в путешествие: «Р – р – р – р- р». Старайтесь держать звук как можно дольше, не добирая воздуха.
Упражнение «Верный пёс».
 Цель: развитие силы и подвижности голоса.
 Сторожевая собака слышит шорох и предостерегающе рычит: « Р – р – р –р». Послышались шаги – собака рычит более энергично и грозно: « Р – р – р!...» Вот мелькнула чья – то тень, и собака готова к схватке, слышится ещё более агрессивное «Р – р – р !...». Но оказалось, что это соседская Найда. Собака рычит примирительно и более миролюбиво: « Р – р – р  - р!»… (упражнения  выполняются по выбору).


ФИЗМИНУТКА:
Цель: снятие зажимов мышц шеи.
 Упражнение «Любопытная Варвара»:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А Варвара смотрит вверх, выше всех и дальше всех.
А Варвара смотрит вниз, мышцы шеи напряглись.
Возвращается обратно – расслабление приятно.

и) Отработка произношения звука р в открытых слогах: ра, ро, ру, ры, рэ.

Упражнение 1. «Лыжники».
Цель: активизация мышц брюшного пресса.
Подражаем движениям лыжников. Стоим на месте, работают только руки. На выдохе произносим слоги: ра, ро, ру, ры, рэ с активизацией мышц брюшного пресса.



     Упражнение 2. «По порядку рассчитайся!».
     Цель: автоматизация звука р в открытых  слогах.
Представьте, что перед вами команда спортсменов, которые рассчитываются по порядку. Но вместо номера они называют слог:
РЭ (первый), РЫ (второй), РА (третий), РО (четвёртый), РУ (пятый) и т. д.
  Капитан (учитель) проверяет наличие спортсменов в строю. Кого не хватает?
 Назвать всех по порядку, быстро произнося:
РЭ, РЫ, РА, РО, РУ.
Провести такой расчёт несколько раз.



Упражнение 3. «Каратисты».
 Цель. Воспитывать произношение слогов на дыхательной опоре.
 Руки сжимаем в кулачёк. Произносим каждый слог с движениями рук, имитируя движения каратистов.

к) Задания на развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук». Цель: развитие слухового внимания.
 Педагог читает первый куплет песни «Незнайка». Дети, услышав звук р в слове, хлопают в ладоши.



5. Заключительный этап.
Подведение итога занятия.
Педагог анализирует выполнение задания группой. Интересуется, какие знания и умения необходимы для чёткого звучного произнесения звука р:
- во время произнесения длинного твёрдого (р) опускать насколько возможно больше нижнюю челюсть ( (р) останется чистым, звучным);
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
 Д/З.  В тексте песни «Незнайка» найти слова, в которых встречаются звуки р, р/.  Произнести слова, следя за ярким звучным  произношением звуков  р, р/. Следить за тем, чтобы не напрягались излишне мышцы шеи, лба или подбородка.

6. Рефлексия.
    Опрос учащихся о понравившихся моментах на уроке, о самых сложных заданиях. Оценка работы учащихся на занятии.





















Разработчик: Криворотова Е.О., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ»
Технологическая карта учебного  занятия
Тема: Работа над текстом скороговорки

Цель для педагога:
Замотивировать обучающихся (возраст 10 лет) к занятиям по предмету сценическая речь посредством разучивания и проговаривания скороговорки.

Цель для
Обучающихся:


Выучить скороговорку и произносить с использованием различных приемов.


Задачи:

1. Знакомство с основами сценической речи.
2. Расширить представления обучающихся о видах деятельности
    и приемах работы на уроках  сценической речи.
3. Научить произносить скороговорку с использованием
    различных приемов.
4. Развивать чувство ритма, умение детей пользоваться высотой,
    силой голоса,    изменять темп речи в различных ситуациях.
5. Воспитывать интерес к речевой деятельности,  творчеству и сценическому     искусству.

Задачи для обучающихся:







1.Познакомиться с различными приемами работы над скороговоркой.
2. Научиться произносить скороговорку в ускоренном темпе и дикционно правильно.








Термины и понятия
Сценическая речь,  скороговорка
Планируемые результаты
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
-знать и правильно употреблять термины и понятия по теме;
-научиться четко проговаривать скороговорку;
-быть готовым к любой коммуникации
Личностные: проявлять творческий подход, базовые знания при выполнении учебного задания.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать предстоящую практическую работу. Соотносить свои действия с поставленной целью и задачами; осуществлять самоконтроль выполняемых действий, корректировку хода работы, оценивать свою работу.
Познавательные: проявлять интерес к предмету, применять полученные знания при подготовке к любой коммуникации.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, работать в группе, владеть монологической и диалогической формами речи.


Организация пространства
Межпрепдметные связи
Формы организации, методы, приемы работы
Ресурсы
Музыка, литература, окружающий мир
Формы организации: групповая, работа в парах.
Методы и приемы:
словесный (объяснение, беседа)
игровой (работа в парах)
наглядный (показ упражнений)
практический (разучивание скороговорки)
Оборудование: стол, стулья, ковер, мяч, зеркала
Наглядно-демонстрационный материал: слайдовая презентация, карточки, брошюры
1 этап. Организационный момент
Цель этапа:
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Формирование мотивации обучающихся к занятиям по предмету сценическая речь
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на занятии по сценической речи. Меня зовут Елена Олеговна. Но прежде чем я вам расскажу, чем мы будем заниматься, давайте познакомимся. Начнем наше занятие с игры «Мы одна семья». Чтобы лучше запомнить имена поиграем в игру «Снежный ком».
-Давайте улыбнемся друг другу. От ваших улыбок в зале расцвели ромашки. Давайте подойдем к первому цветку и оторвем по лепестку. Прочитаем слова, которые написаны на лепестках и узнаем, чем мы будем заниматься на занятии.
-Мы будем учиться красиво и правильно говорить.
.  На уроках по сценической речи мы учимся красиво правильно говорить, чтобы потом не только выступать на сцене как вокалисты и актеры, но и навыки красивой речи пригодятся нам и обычной жизни.
Обучающиеся слушают педагога; отвечают на вопросы; участвуют в обсуждении; общаются с педагогом.
Личностные: формирование мотивации на учебное занятие.
Познавательные: определение границ своего знания (незнания).
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог, слушать. Отвечать на вопросы.
II этап. Введение в тему занятия
Организация действия обучающихся по принятию цели и задач учебного занятия
Каждое занятие по сценической речи, как и занятия по танцам мы начинаем с чего? (с разминки).
Нам необходимо подготовиться к выступлению. Начнем мы с упражнений для осанки, т.к. красивая осанка-залог хорошей речи (упражнение «Любопытная Варвара», «Веники в бане»). Затем выполняем упражнения артикуляционной гимнастики для мышц языка, губ, нижней челюсти и глотки. Выполняем упражнение в движении, артикуляционная гимнастика для губ «Семья Криворотовых» и др. (используем для работы зеркала)
-Ребята, мы с вами использовали для разминки зеркала. В конце занятия вы мне ответите, возможно ли выполнение упражнений без зеркал.
-Мы с вами разогрелись и переходим к отработке  звукопроизношения.
Существует много способов и методик для отработки звукопроизношения. Но самой популярной является проговаривание .......... (педагог произносит быстро скороговорки).
-Правильно, скороговорок.
-Давайте подойдем ко второй ромашке и оторвем лепестки. Прочитайте,  какие слова написаны и скажите, какую скороговорку мы будем с вами сегодня разучивать.
-Мы сегодня  с вами выучим скороговорку Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.



III этап . Основной этап
Обеспечение усвоения новых знаний и способов их действий
-Что такое скороговорка? (проговаривать быстро).
-Скороговорка - это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. Бывают простые, сложные, детские, украинские и т.д.
-И так, начинаем разучивать слова (работаем с мячом).
Отрабатываем текст скороговорки с хлопками, прыжками, с мячом.
Затем отрабатываем произношение скороговорки в движении.
Дети произносят текст поочередно, проходя по линии, при этом расставив руки в стороны.


IV этап. Итоги занятия. Рефлексия
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
-Чему мы с вами сегодня научились? (ответы детей)
-Ответьте пожалуйста, для работы на занятии нужны ли зеркала? (ответы детей)
-Трудности были,  какие-нибудь? (ответы детей)
-Работая на сцене, мы должны не только перевоплощаться, играть, но и изображать различные выражения лица, т.е. играть глазами… (изображаем с детьми радость, гнев, недовольство)
-Сейчас я вас попрошу закрыть глаза, и подумать, какие эмоции вы испытали на занятии, а теперь открывайте глаза и покажите на лице эти  эмоции. 
Я подготовила буклеты вам для того, чтобы вы в дальнейшем использовали различные упражнения для подготовки к любому выступлению.
-Спасибо, мне приятно было с вами поработать


Комментариев нет:

Отправить комментарий