Мастер-классы

14.09.2016 года на августовском заседании на базе образовательных организаций провела обучающий мастер-класс 

Мышечное расслабление.  Свод начальных упражнений для тренировки артикуляции и дикции.
Каждое занятие по сценической речи мы начинаем с расслабления, снятия мышечных зажимов. Приходя на занятие первый раз, дети говорили, мы пришли на занятия, чтобы не бояться сцены. Поэтому я и подбираю упражнения, которые им в этом и помогают. И не только не испытывать страха сцены, но и избегать стрессовых ситуаций в жизни. Многие знают, что на нашем теле есть множество точек, отвечающих за работу внутренних органов. Точечный массаж берет свои истоки в Древнем Китае и применяется для лечения многих заболеваний без помощи лекарств. Суть точечного массажа состоит в воздействии пальцами на активные точки кожи, которые являются окончаниями нервных центров, ведущих к тем или иным органам. Для проведения точечного массажа человек должен точно знать, при нажатии на какие точки будет достигнут эффект в лечении и оздоровлении, поэтому такой вид массажа лучше проводить специально подготовленному человеку. Однако существует несколько несложных приемов, с которыми может справиться каждый. В основном это касается массирования точек с целью снятия усталости, нервного напряжения и общего расслабления организма.

Упражнение №1 Массирование точки между бровей по часовой стрелке 30 нажатий. Следующая точка находится посередине подбородка. Ее ещё называют «антистрессовой». Круговыми движениями воздействуйте на точку посередине подбородка, сначала 5 раз по часовой стрелке, затем 5 раз  против часовой стрелки.


Упражнение №2 Массирование точек (впадин) за ушами. Это эндокринные точки. Они находятся у основания мочки уха. Во время выдоха нажимайте на эти точки до ощущения приятной болезненности. Желательно сделать 30 нажатий.

Упражнение №3 Постукивание впадины на грудной клетке ( это одновременно и разогрев грудного резонатора). Это упражнение приводит уровень гормонов в норму.

Упражнение №4 «Баня»- это упражнение выполняется в двух позициях. Первая такова. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам. Потом по коленям, потом по голеням, потом по бедрам (похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой). Одновременно с похлопыванием произносится сонорный звук «м» на удобной ноте.
Вторая позиция - стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

Упражнение №5 Перекрестное поднятие коленей к локтям, поднимаем колено вверх - вдох, опускаем вниз – выдох. Это элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Вы знаете наверняка, что в настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не только при заболеваниях дыхательной системы, но и при различных сердечно-сосудистых болезнях, вегетососудистой дистонии.


    Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости. Нужна осанка раскрепощенного, свободного человека. Эти упражнения и способствуют выработке этих умений.


Хорошая, четкая дикция напрямую зависит от того, насколько развит и насколько хорошо работает ваш артикуляционный аппарат. Его вялость - основная причина плохой дикции. Хорошо разработанный, свободный артикуляционный аппарат позволит вам освободиться от привычных зажимов и яснее выразить то, что вы хотите сказать.

Упражнение 1. Сядьте ровно, позвоночник прямо. Сосредоточьте внимание на лице. Поднимите брови как можно выше и удерживайте их в этом положении до полного изнеможения мышц. Затем сильно зажмурьте глаза и сразу же расслабьте их. После этого максимально растяните рот (улыбка до ушей) и тут же соберите губы, вытянув их вперед.

Упражнение 2. Опустите челюсть как можно ниже. Аккуратно двигайте ее влево и вправо, задерживая в каждом положении на 2-3 секунды. Затем двигайте вперед и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.

Упражнение 3. Откиньте челюсть и раскройте рот как можно больше. Представьте, что вы  – лев, которому дрессировщик кладет голову в пасть. В этом положении тяните губы навстречу друг другу (челюсть остается в прежнем положении), стараясь сомкнуть их. Разумеется, сомкнуть губы у вас не получится, ваша задача – растянуть их как можно больше.

Упражнение 4. Представьте себе, что ваш язык – малярный валик. Слегка закрутите кончик языка. Начинайте «красить» этим валиком жесткое небо. Старайтесь «прокрасить» его полностью, максимально доставая валиком –языком до краев.

Упражнение 5. Вам очень хочется спать. Вы громко зеваете со звуками:
ААХ
ЭЭХ
ЫЫХ
ООХ
УУХ

Упражнение 6. Запрокиньте голову назад и представьте себе, что вы полощете горло. Издавайте характерные звуки «гррррр».

Упражнение 7. Откиньте нижнюю челюсть. Положение должно быть свободным, естественным, без напряжения. Подставьте под челюсть кулаки и начинайте – сначала немного, затем сильнее – давить кулаками на челюсть, стараясь закрыть рот. А челюсть должна сопротивляться движению кулаков. Нижняя челюсть давит вниз, кулаки давят наверх – и положение остается прежним.

Упражнение 8. Надуйте обе щеки как можно сильнее. Затем резко выпустите воздух: «пфу!». Повторите так несколько раз. После этого надувайте и втягивайте щеки, не выпуская воздух изо рта.

Упражнение 9. Слегка надуйте одну щеку, чтобы получился как бы шарик воздуха. Перекатывайте этот шарик под верхней губой к другой щеке, и под нижней губой – обратно. Шарик можно увеличить в размерах. Надув щеку сильнее.

Упражнение 10. Втяните щеки в ротовую полость, нижнюю челюсть опустите. Соберите губы так, будто собираетесь изображать рыбку. Покажите, как рыбка хватает ртом пузырьки воздуха и выпускает их обратно. Смыкайте и размыкайте губы.

Упражнение 11. Представьте, что у вас очень сильно чешутся губы. Откройте рот и почешите губы зубами – сначала верхнюю губу, затем нижнюю. После этого натягивайте губы на зубы, стараясь закрыть губами внутреннюю поверхность зубов.

Упражнение 12. Обнажите верхние зубы, подтянув верхнюю губу. Постарайтесь достать губой до носа. Затем потяните вниз нижнюю губу, обнажая нижние зубы. Теперь доставайте губой до подбородка.

Упражнение 13. Сомкните зубы. Губы тоже сомкнуты и расслаблены. Пропустите воздух сквозь губы со звуком «фррр!».  Вспомните, как фыркают лошади – вам надо сымитировать этот звук.

Упражнение 14. Водите языком между верхними зубами, верхней губой и щеками. Представьте себе, что вы чистите языком полость рта. Затем проведите языком между нижними зубами и нижней губой. «Почистите» так же небо и область под языком.

Упражнение 15. Откройте рот и слегка раздвиньте губы. Касайтесь кончиком языка верхней губы, затем нижней губы, затем правого уголка губ, затем левого.

Упражнение 16. Прислоните язык к верхнему небу и сделайте присасывающее движение. Затем с силой отцепите язык от неба. Должен получиться характерный «цокающий» звук. Поцокайте языком.

Упражнение 17. Возьмите глубокое дыхание, выдыхая, произносите звук «ААА». Высуньте язык и прикусите его, чтобы получился звук «ЛЛЛ». Поиграйте со сменой звуков.

Упражнение 18. Исходное положение - сидя или стоя. Спина прямая, поза свободная, лицо спокойное. Не двигая головой, «нарисуйте» носом яблоко, ананас, дерево. То же самое повторите губами, затем глазами, бровями. «Рисуйте» разные картины всеми подвижными частями лица.

Упражнение 19. Это упражнение досталось нам от Екатерины Второй. Современники отмечали, что у нее до самой  старости было гладкое, спокойное, царственное лицо, причиной этому было одно упражнение, которое Екатерина придумала сама. Вот что пишет историк Пыляев: «Императрица имела особенный дар приспособлять к обстоятельствам выражение лица своего; часто после вспышки гнева в кабинете подходила она к зеркалу и руками, так сказать, сглаживала, прибирала черты свои и являлась в залу со светлым, царственно - приветливым лицом». Я предлагаю и вам научиться этому.
  Встаньте перед зеркалом. Расслабьте лицо. Растопырьте пальцы и обеими пятернями начинайте гладить от краев лица к носу, как бы собирая его в одну точку. Одновременно сжимайте, собирайте к носу лоб, брови, щеки, подбородок. Глаза придется закрыть, но чтобы посмотреть. Что получилось, оставьте небольшие щелочки. Зафиксируйте положение. А теперь обратным движением – от носа к краям – начинайте разглаживать, расправлять лицо. Такое упражнение не только прекрасно разрабатывает артикуляционные поверхности, но и действует как лицевой массаж. При его регулярном выполнении кожа лица становится упругой и гладкой. 


Экспресс зарядка эффективного оратора
Две минуты и вы готовы к любой коммуникации.
1.Начинают разминку с растирания ладоней и мочек ушей, это активизирует работу головного мозга.
2.Затем проверим осанку. Красивая осанка-залог хорошей  речи. Плечи вперед, вверх, назад, опустили. Выполним
круговые движения головой по часовой стрелке и против. Это расслабит мышцы шеи.
3. Дыхание животом.
4.Переходим к комплексу упражнений для мышц языка:
-«покусать язык по всей поверхности». Если времени
недостаточно, то этого упражнения будет вполне
достаточно для активизации мышц языка;
-«зевок тигра»- открыть рот на расстояние двух пальцев, кончик языка зацепить за нижние зубы и выполнять волнообразные движения языком;
-«иголочка» - «лопаточка» - попеременно вытягиваем узкий, затем широкий язык из полости рта;
-«круговые движения языком» - проводим языком по губам внутри полости рта при закрытом рте, то же самое выполняем за зубами;
-«пощелкивание языком» - имитируем «цоканье» лошади.
5.Переходим к тренировке мышц губ:
-«почесывание губ» - верхними зубами «расчесываем» нижнюю губу и наоборот;
-«хоботок» - «улыбочка» -губы вытягиваем в тугой кружочек, затем растягиваем в улыбочке.
6.Заканчиваем комплекс упражнений массажем носогубных складок:
-надуваем обе щеки и «полощем»  рот;
-закидываем голову назад и имитируем полоскание горла тягучей жидкостью. Выполняем полоскание беззвучно маленьким язычком. Это упражнение способствует расслаблению гортани;
-«зевание» - если вы чувствуете, что ваши голосовые связки напряжены, то достаточно просто позевать, можно со звуком -А-А-А…
7.Теперь можно потренироваться, произнося скороговорки:
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.







Мастер-класс
По сценической речи для педагогов и методистов системы дополнительного образования, руководителей детских театральных коллективов.
Цель: познакомить  с  системой занятий по сценической речи.
План:
1.    Актуализация темы. Вводное слово о сценической речи и необходимости занятий по этой теме с воспитанниками и педсоставом.
2.    Система работы над сценической речью. Практические занятия по каждому разделу темы.
Ход занятия
1.    Актуализация темы.
Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейшим его элементом является слово. Сохранение языка в его чистоте т красоте является одной из важнейших задач деятелей сцены.
Однако, было бы огромным заблуждением считать, что занятия сценической речью нужны только деятелям сцены. Уважаемые коллеги, красивой, четкой и правильной речью должен обладать каждый, кто так или иначе занимается воспитанием и образованием детей. Это та визитная карточка педагога, по которой вас дети встретят и протестируют. Поэтому очень важно знать, как нужно работать над своей речью и, безусловно, над речью ваших воспитанников.
1.    Система работы над сценической речью.
Работая над сценической речью, мы должны знать основные разделы, по которым проводятся занятия. Итак:
А) Артикуляционная гимнастика. (тренируем мышцы языка, губ, щек)
  1. Подготовительное упражнение «Назойливый комар» (разогрев мышц лица перед комплексом упражнений). Движением щек, носа, лба согнать с лица комара, ничем другим помогать нельзя. Как можно больше гримасничать.
  2. Сделать рот в форме «О».
  3. Провести кончиком языка по губам.
  4. Вытянуть язык трубочкой.
  5. Растянуть губы по зубам (десны не показывать).
  6. Высунуть язык лопатой и сделать щелчок 3 раза.
  7. Кончиком языка достать кончик носа.
  8. Движение челюстью влево, вправо и по кругу.
  9. «Часики». Губами показать 3, 6, 9, 12.
  10. Поочередно собирать губы в пятачок и растягивать их в улыбке.
  11. Львенок и варенье. Облизать (понарошку) руки, «смыть» варенье.
Б) дыхательная гимнастика.
  1. Выдох на звук пф-пф.
  2. Короткий вдох, на выдох считать громко: 1, 2, 3, потом до 5, 7, 9 и т. д.
  3. Вдох, на выдохе сказать а-а-а-ах, на весь выдох.
  4. Понюхать цветок, сказать о-о-о-ох, легко выдыхая воздух.
  5. Вдох через нос, выдох через рот – 10 раз.
  6. «Задувание свечи». Спокойный вдох, задержать дыхание на счет 1, 2, затем медленный равномерный выдох, как будто задуваем свечу.
  7. «Поймай комара», руки разводят в стороны, вдох, затем медленно сводят (не спугнуть комара), звук з-з-з-з – хлопок.
  8. Спокойное дыхание «На берегу моря».
  9. Упражнение «Семья Криворотых». В далеком дремучем лесу жила семья леших. И все они были криворотые. Старший дышал так, что воздух выходил справа, средний дышал так, что воздух выходил слева, еще один леший дышал, выдыхая воздух наверх, другой выдыхал воздух вниз, и только самый младший дышал так, что воздух выходил через вытянутые трубочкой губы. Однажды к ним в лапы попала свеча. Долго они любовались пламенем свечи. А вечером решили ее затушить. И стали на нее дуть, как умели. Задул ее, конечно, самый младший леший.
В) На дикцию.
1.    Проговаривание сложных сочетаний.
Джунь – дзунь
Джань – дзань
Джонь – дзонь
Четырджо, четырджу, четырджа, четырдже, четырджи.
Джунгли, дзунгли, джонгли, дзонгли, джангли. Дзангли, дженгли, дзенгли.
Чурлу – цурлу, чорло – цорло, чарла – царла, чирла – цирла.
Скороговорки. Ехал Грека.., во дворе трава.., шла Саша по шоссе.., Клара у Карла..
Г) Логика речи, интонация (средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия)
Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории
Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.
«Что болит?» – спросил доктор.
«Что, болит?» - спросил Вовка с сочувствием.
Интонация – сочетание логических пауз, ударений и мелодии (она придает тексту характерную окраску – лирическую, агрессивную, веселую, таинственную).
«Конкурс фраз»
Ну, заяц, погоди! (как солдат в строю)
Красный свет – дороги нет. (испуганно)
От перемены мест слагаемых сумма не меняется. (как директор школы)
Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год! (спросонья, позевывая)
«Жи-ши» пиши через «и». (как солдат в строю)
Сколько в слове гласных букв, столько и слогов (спросонья. Зевая)
Первый раз в первый класс (как маленький ребенок)
Новогодние игрушки, свечи и хлопушки (удивленно)
В лесу родилась елочка. В лесу она росла. (таинственно. Как секрет)
Говорят, под Новый год все всегда сбывается (испуганно)
Ребята, давайте жить дружно! (с угрозой)
Весело, весело встретим Новый год (грустно, жалобно)
Спокойствие, только спокойствие. (испугать, устрашить)
Мама мыла раму (печально)
Шестью восемь – сорок восемь (таинственно, как секрет)
Это я, почтальон Печкин (таинственно. Как секрет)
Камчатка – это полуостров (хвастливо)
У воспитанной собаки нету повода для драки (радостно)
Д) Красивая, правильная речь зависит не только от того, как правильно вы произносите звуки, расставляете паузы, ударения, но и от того, как складно вы говорите. Поэтому актеру просто необходимо научиться сочинять текст речи, рассказ, доводя это умение до профессионализма. И в итоге, научиться красиво говорить экспромтом, без подготовки. Такое умение достигается тяжелым трудом. А помогает в этом ряд упражнений, самое интересное из которых мы сегодня рассмотрим. «Рассказ по кругу» (дается первая фраза, отталкиваясь от нее, нужно сочинить рассказ; каждый вносит в будущий рассказ одно предложение за один круг).
Как-то однажды я спешила на вокзал. Время поджимало, и я почти бегом неслась по перрону с двумя сумками в руках. Впереди совершенно неожиданно возникло препятствие в виде колонны. Со всего размаху я в него вписалась….
Е) Умение изобразить любой звук,  звукоподражать.
Создать шумовое оформление.
У зубного врача первый пациент. От страха у него сводит зубы. Врач включает бормашинку. Пациент вскрикивает. Врач увеличивает обороты. Тогда пациент выворачивается и убегает. Врач падает.
Создать шумовое оформление.
Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Лишь завывает ветер. Вдруг закукарекал петух. Ему в ответ закудахтали куры. Тут же залаяли собаки. Послышался скрип калитки и топот ног.
Создать шумовое оформление.
Полустанок. Путевой осмотрщик, отдуваясь и причмокивая, пьет чай. Мирно тикают ходики, Вдали слышится гудок паравоза. Тяжело вздыхая, осмотрщик встает, роняя стул. Гудок паравоза все громче и громче. Мирно проносится скорый поезд.
Создать шумовое оформление.
Опушка леса. В тишине раздается свист косы. Неожиданно из-под ног косаря выпорхнула с диким карканьем ворона. Косарь со злостью сплевывает, выхватывает из-за пазухи пистолет и стреляет. Пасущаяся рядом корова удивленно мычит.
Создать шумовое оформление.
Вечер. За кулисами цирка слышится нечеловеческий хохот клоуна. Испуганные тигры рычат. Слон наступил на ногу смотрителю. Тот вопит от боли. Слышен звук сирены скорой помощи.
Ж) Упражнения для отработки навыков разговора.
Импровизированный ответ на вопрос: «Зачем ты съел мою котлету»
Представить диалог медведя с ежом, которого он проглотил.
Представить диалог обезьяны с ее хвостом.
Представить диалог крокодила с больным зубом.
Импровизированный ответ на вопрос: «Что новенького в школе?»
Импровизированный ответ на вопрос мамы к детям: «Где вы были?»
Озвучка действий других команд.
                                                                                                                      








Комментариев нет:

Отправить комментарий