методические рекомендации


"Центр детского творчества"






Методические рекомендации для вокалистов





составитель: Криворотова Е.О.
педагог дополнительного образования


г. Нижневартовск



1.Упражнения для развития носового дыхания






1.   Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот) – 5 – 15 раз.


2.   Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата) – 5 – 15 раз.


3.   Медленный вдох ртом, толчкообразный выдох носом – 5 – 15 раз.


4.   Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты) – 5 -15 раз.


5.   Сомкнув губы, надуть щёки, затем, прижав кулаки к щекам. Медленно выдавить воздух через сжатые губы – 5 – 15 раз.


6.   Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук       «м – м – м» - 5 – 15 р








2.Упражнения для развития мышц мягкого нёба






1.   Полоскание глотки с произнесением звука «гр – гргр», голова запрокинута – 5 – 15 раз.


2.   Выдох через рот, произнесение звука «хр  –  хр –  хр», ноздри прижаты – 5 – 15 раз.


3.   Медленный глубокий выдох через одну ноздрю, вторая прижата, рот закрыт – 5 15 раз.


4.   Произвольное поднимание и опускание мягкого нёба перед зеркалом -5 -15 раз.


5.   Надувание резиновой игрушки – 5 -15 раз.


6.   Произвольное покашливание при открытом рте – 5 -15 раз.


7.   «а – а –а» на коротком выдохе – 5 – 15 раз.


8.   «и –о,  э – о» на выдохе – 5 – 15 раз.







3.Дыхательная гимнастика


1.     Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить руки – выдох.
2.     Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок – вдох, опустить руки – выдох.
3.     Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону- вдох, исходное положение – выдох.
4.     Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, ф, ш, сочетания звуков пФ, пш.

5.     Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны головы попеременно к левому и правому плечу.
6.     Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны головы назад и вперёд вместе с шеей.
7.     Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф, ух.
8.     Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны вверх и поднять над головой. Пальцы переплести – вдох. Быстрый наклон туловища вперёд с произнесением на выдохе ух (упражнение «Дровосек»).

9.     Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх – вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков с, ш, щ, в, з, ж, ф, гласных у, о, и, э, а, а также слогов ух, уф.
10. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, опустить руки вниз с произнесением на выдохе ах, ох, ух.

11.  Исходное положение – стоя, ноги вместе, поза боксёра. Движение руками вперёд, с силой и произнесение утрированного звука жжж.

12.  Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.
13. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу с хлопком под коленом.
14. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперёд.






4.УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  МИМИЧЕСКОЙ  МУСКУЛАТУРЫ


1.    Движения бровями вверх (одновременно, поочерёдно).

2.    Оттягивание углов рта вверх и вниз одновременно и поочерёдно.

3.    Надувание щёк одновременно и поочерёдно.

4.    Собирание  губ в трубочку.

5.    Максимальное поднимание верхней губы.
6.    Оттягивание углов рта при сжатых зубах одновременно и поочерёдно.
7.    Втягивание углов рта.
8.    Переливание воздуха из одной щеки в другую.
9.    Максимальный оскал зубов при открытом и закрытом рте.

10.                      Вытягивание обеих губ вперёд.
11.                      Одновременное поднятие верхней губы и опускание нижней.
12.                      Втягивание верхней губы под верхние зубы с одновременным движением вверх нижней губы.
13.                      Втягивание нижней губы под нижние зубы с одновременным движением вниз верхней губы.
14.                      При закрытом рте собрать губы в трубочку и оттянуть углы рта в сторону.
15.                      Полоскание рта тёплой водой и переливание из одной щеки в другую
16.                      Взять губами карандаш и в воздухе написать большими буквами своё имя и фамилию.
17.                      Произнести звукосочетание тпр.

18.                      Оттягивание языком нижней и верхней губы кверху, вперёд.
19.                      Придать лицу выражение удивления, радости, горя.


20.                      Расслабление мышц лица, челюсть опустить.








5.ИНТОНАЦИОННО   -  ФОНЕТИЧЕСКИЕ    УПРАЖНЕНИЯ



Упражнение №1.

 Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперёд – вниз, верхняя и нижняя губа оттопырена так, чтобы были видны дёсны, при этом углы рта (губная комиссура) не должны напрягаться, но только натягиваться (натяжение пальцев можно проверить пальцами), рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Это положение рта обозначается условно буквой (А). В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе – одновременно ртом и носом).
            Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперёд. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Каждый звук произносится 4 раза.
                   Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох (условно обозначаемый знаком цезуры над «А» в квадратных скобках). Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возвращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

        Особенности произношения: звуки «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкою губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ» и «БУХ». Можно уточнить и так: звуки «П» и «Б» произносятся влажными частями губ.

     Звуки «К» и «Т» произносятся только за счёт движений языка без закрывания рта, без движений челюсти, т. е. с сохранением исходного положения.

         Звуки «Т», «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка.
При произнесении звуков «В» и «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, что при размыкании голосовых сладок и артикуляторных органов не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха (примерно: В – В –В – Ы!, З – З – З – Ы!, этого быть не должно!

         Прекращение произнесения согласного при помощи вдоха надо тренировать на глухих продлённых согласных «Ф», «С», «Ш». Целесообразно вне рамок настоящего задания осознать тот самый момент смены направления движения воздуха, т. е. момент перехода выдоха во вдох. Это полезно сделать на озвученном вдохе (инспираторная фонация) на гласной «А», добиваясь одинакового по высоте, тембру и силе звука на выдохе и вдохе, причём ориентиром должен быть звук, получающийся на вдохе. (Принцип самоимитации).

   

Упражнение №2.

       Исходное положение: рот открыт движением челюсти вперёд – вниз, губы расслаблены, пальцами рук проверьте мягкость губной коммисуры, проткнув щёки, т. е. поставив пальцы так, чтобы ощущать провалы между нижними и верхними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица – испуганное. Для детей это упражнение называется «страшная сказка», т. к. последовательности гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы. Последовательность гласных: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.

Упражнение №3.

 «Вопросы – ответы» УО__У_О/.

 Упражнение №4.


 «От шепота к крику». Скажите «раз, два» шёпотом, «три, четыре» тихим голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» - крикните!



6.Речь и осанка.

Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости.
    Добиваться правильной осанки. Для этого сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами , не напрягая корпус ,мышцы рук и шеи. Голову держать прямо, без особого напряжения, не опуская вперёд и не запрокидывая назад. Такое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом.
Одним словом, нужна осанка раскрепощённого, свободного человека (кстати, она не имеет ничего общего с осанкой балетной).
       Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания.
        Недостатки в осанке приобретаются в результате длительного и частого повторения неправильных поз и положений тела.
Мышечное расслабление.
       Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией - мышечным освобождением.
        Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путём применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Рекомендации:

  Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряжённым и свободным их состоянием.
   
    Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

      Следует помнить, что нерациональное расслабление - такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

        В ходе ежедневных упражнений длительностью 5 – 7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

Обратите внимание

Для получения оптимального результата необходимо:
Снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;

Ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряжённого к расслабленному состоянию;

Запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;

Снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;

 ыполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

Свободно дышать во время проведения упражнений.

Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.






7.Комплексная релаксационная гимнастика.

Упражнения для рук.
Упражнение №1 .Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.
Упражнение №2.
Стоя (сидя) . Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы «растопырить».Поочепёдно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.
Упражнение №3.
Стоя (сидя ). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперёд.

Упражнение №4.

Сидя. Опереться руками на сидение с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперёд. Затем мягко выпрямиться на стуле.

Упражнение №5.

Стоя. Отвести руку в сторону или вперёд. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение №6.

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, «уронить» голову и руки с одновременным наклоном туловища вперёд. Выпрямиться на стуле.

Упражнение №7.

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением.

Упражнение №8.

Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

Упражнение №9.

Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

Упражнение №10.

Стоя (сидя). Медленно, с напряжением, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» плечи и голову, расслабиться.

 Упражнение №11.

Стоя. Свести плечи вперёд, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение №12.

Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки. Расслабиться.

Упражнения для туловища.

Упражнение №1.

Сидя прямо, локти на бёдрах. Свободно наклониться вперёд, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить лёгкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

Упражнение №2.

Стоя. Повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

Упражнение №3.

Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперёд. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

Упражнение №4.

Стоя. Замирание в позе на вытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» (тряпичная кукла»).

Упражнение №5.

Стоя. Имитация поднятия штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

Упражнение №6.

Сидя, корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться.

Упражнение №7.

Стоя. Скрестить руки, обняв себя за плечи, сжимать их как можно сильнее, затем расслабиться.

Упражнения для ног.

Упражнение №1.

Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

Упражнение №2.

Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить.

Упражнение №3.

Сидя. Выпрямить напряжённые ноги, развести их в стороны, уронить расслабленные.

Упражнение №4.

Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

Упражнение №5.

Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

Упражнение №6.

Сидя. Попеременно напряжённо вращать по 30-40 секунд ступнями ног. Расслабиться.

Упражнения для шеи.

Упражнение №1.

Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

Упражнение №2.

Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо.

Упражнение №3.

Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперёд, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Упражнение №4.

Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение для органов артикуляции.

Упражнение №1.

Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный («лопатой».

Упражнение №2.

С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

Упражнение №3.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счёт 1-5.

Упражнение №4.

Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

Упражнение №5.

Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

Упражнение №6.

Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

Упражнение №7.

Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.
Обратите внимание!

При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц.
  Овладев релаксацией, вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощённее.

Занимательные упражнения на освобождение мышц.
Упражнение 1. «Неожиданное известие»
    Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, опустите веки.
Упражнение 2. «Из темноты на свет»
 Крепко зажмурьте глаза, словно вышли в солнечную погоду из тёмной комнаты (3-4 сек). Расслабьте веки.
Упражнение 3. «НЕ хочу кашу».
  Крепко сожмите челюсти и губы, словно капризный ребёнок, который не желает есть кашу (3-4сек). Расслабьте мышцы лица. Потом повторите упражнение.
Упражнение 4. «Крепкая опора»
Напрягая язык, крепко прижмите его конец к нёбу. Через 3-4 сек расслабьте язык и челюсти.
Упражнение 5.
«Штангист». Станьте прямо, поднимите руки перед собой. Сожмите пальцы в кулаки и напрягите мышцы рук. Через 3-4 сек расслабьте мышцы. Руки свободно падают вниз.
Упражнение 6. «Саженец»
 Представьте, что вы – маленькое молодое деревце-саженец, которое посадили в землюю Стойте ровно, подняв вверх руки  - веточки. Ощутите, как плотно прилегает земля к корням и стволу саженца (ноги и туловище напряжены). Только веточки (голова и обе руки) тянутся к солнышку и свободно поворачиваются вслед за ним.
Упражнение 7. «Марионетка»
 Марионетка- это деревянная кукла на ниточках. Представьте, что вы такая кукла. К голове, рукам и ногам у вас привязаны шелковые нити, которые заставляют выполнять то или иное движение руками, ногами или головой. Ваши мышцы то напрягаются (ниточки натягиваются), то полностью расслабляются.
Упражнение 8. «Подсолнушек»
 Представьте, что вы вдруг превратились в подсолнух. Позвоночник – это крепкий стебель подсолнуха, он не даёт ему согнуться или наклониться. Стойте ровно, но не напрягайтесь. Руки-листья и голова подсолнушка могут свободно двигаться и поворачиваться то вправо, то влево «за солнышком».
Упражнение 9. «С колышком»
 Представьте, что у вас на плечах лежит колышек. Походите с воображаемым колышком по комнате. Поворачивайтесь в разные стороны, но не забывайте о нём. Повторите упражнение несколько раз: то снимайте, то снова «надевайте» своё тело на колышек.

Упражнения со звуками

Упражнение 1. «Устал»
 Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе встаньте на носки, поднимая руки вверх в стороны. На выдохе резко наклонитесь вперёд со словом «ух». Не разгибаясь, ещё трижды наклонитесь, выдохнув остальной воздух: «Ух! Ух! Ух!»
Упражнение 2. «Больной»
 Освободим мышцы шеи. Сделайте вдох. На выдохе голова расслабленно «перекатывается» со звуками (с), (ж), или (н).
Упражнение 3. «Слабость»
 Сделав вдох, выполняйте на выдохе свободные вращения корпусом с одновременным произношением звуков (с), (ш), (ж), (ф), ( н), (м) по очереди.
 С помощью данных  упражнений и игр учитесь контролировать свои мышечные ощущения.

   Выполняя упражнения, постепенно овладевайте умением освобождать мышцы от излишнего напряжения, преодолевать «мышечные зажимы».







8.Приёмы самомассажа при выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата




Рекомендации

-кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.
-все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.
-массируемые мышцы должны быть расслаблены.
-массаж делать медленно , плавно.
-продолжительность массажа не должна превышать 2-3 минут в один приём.
-движения осуществлять выпрямленной ладонью, большой палец отведён, остальные слегка согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.
-каждое движение повторять 4-6 раз.
-массаж не рекомендуется проводить при ОРЗ, высокой температуре, высыпаниях на коже.

Расслабление мышц шеи


    Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла переменно то правой, то левой рукой.
Упражнение 2. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху от околоушной области по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременные движения обеих рук).
Упражнение 3.Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки медленно скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.


Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания 

  Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:
-от середины лба к вискам.
-от середины лба до ушных раковин.
-от бровей до волосистой части головы.
- от спинки носа к ушной раковине.
- от середины верхней губы до ушных раковин.
- от линии лба вниз через лицо к шее.
- от мочек уха по щекам к крыльям носа.
- от середины верхней губы на подбородок.
- поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба-и снова к середине).
- по верхней губе от углов рта к середине.
- по нижней губе от углов рта к середине.
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта.
- лёгкое постукивание губ.


Расслабление мышц языка


Упражнение 1. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти ( в течении 15 секунд).
Упражнение 2. Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.


Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком 

Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно «тянуть» на выдохе сонорный согласный «м». Повторить 4-6 раз.
Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух «тянуть» на выдохе поочерёдно сонорные «м» или «н». Повторить 4-6 раз.
Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки  верхнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» вслух на выдохе щелевой согласный «в». Повторить 4-6 раз.
Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки  пространство под нижней губой и одновременно «тянуть» вслух на выдохе согласный «з». Повторить 4-6 раз.
Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или  обеих рук по  верхней  части грудной клетки и одновременно «тянуть» вслух на выдохе щелевой согласный «Ж» или сонорный «М». Повторить 4-6 раз.
Упражнение 6. Постукивать рёбрами ладоней обеих рук боковую  часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и  одновременно «тянуть» вслух на выдохе сонорный «М». Повторить 4-6 раз.
Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки  область  нижнебрюшных мыщц  одновременно  с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания тянуть на выдохе сонорный «М». Повторить 4-6 раз.





9.Восстановление голоса при хронических ларингитах.


 Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что отвлекает от потребности его постановки. И поэтому оториноларингологии направляют больных для фонопедии, когда изменения голоса уже весьма значительные, стойкие. Вторая причина- недостаточно серьёзное отношение к своему заболеванию. Если парезы и параличи гортани настораживают людей, угнетают их, то хронические ларингиты не вызывают у них опасений. Страдающие хроническими ларингитами должны направляться на фонопедию независимо от степени голосовой недостаточности. Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспалённых тканях, организует фонационное дыхание. А при изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных же стадиях заболевания логопедические занятия являются профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых складок.
      Логопедическая работа при хроническихларингитах начинается с разъяснительной беседы. Следует объяснить, Что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением.
В период занятий желательно соблюдать охранительный голосовой режим: уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Не следует говорить шепотом, так как при этом возникает большое напряжение мышц голосового аппарата.
  Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач-выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Особенностью дыхательной опоры является то, что при этом принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, являющиеся антагонистами. Дозированное напряжение и тех и других мышц обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждению голосового аппарата. Дыхательная опора считается неправильной, если это состояние сопровождается ощущением  перенапряжения мышц. Форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату, его утомление, а недобор дыхания ведёт к ослаблению мышечного аппарата, снижению качества голоса. Все обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет лечебной физкультуры. Организация фонационного дыхания, нахождение опоры осуществляются на логопедических занятиях. Начинаются они с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается. Предлагается лечь на кушетку, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в.После того как обучающийся усвоит это упражнение в положении лёжа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день продолжительностью 1-2 минуты. Если позволяют условия, количество тренировок доводится до 5-6 раз в день.
  Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Начинать его следует в области корня языка большим и указательным пальцами, круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2-3 минуты, проводят его 3-4 раза в день.
 При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться, ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. При длительных хронических процессах покашливание приобретает стойкий, упорный характер. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторяется приём 2-3 раза. В течение дня к нему можно прибегать до 10-12 раз.
  Занятия лечебной физкультурой, установлением дыхательной опоры и массаж продолжаются 7-10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям.
  Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются для параличей и парезов гортани.
  Самостоятельные тренировки обучающиеся должны проводить дробно, ни в коем случае не перенапрягая голосовой аппарат. Поскольку при хронических ларингитах афония встречается редко, то подготовка к смыканию голосовых складок и произнесению первого звучного м идёт значительно быстрее. А с произнесением громкого, звучного м в занятия быстро вводятся последующие слоговые упражнения.
        Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается. Восстановление, особенно на первых порах, идёт как бы волнообразно: то голос заметно улучшается и исчезают все субъективные ощущения, то опять наступает ухудшение. Только систематическая работа по постановке голоса может привести к желаемым результатам.

Восстановление голоса


 После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутьё в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучающиеся тренировки начинают с 45-60 секунд за приём, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за приём. Если дутьё вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную  гармошку в начале занятий значительно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутьё в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приёмом достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т. е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.
     Одновременно с «дутьём в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлинительный выдох.
   Комплекс А.  Исходное положение- сидя на стуле прямо или стоя:
1)      вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);
2)       вдох через нос, выдох через рот;
3)      вдох через рот, выдох через нос;
4)      вдох  и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
5)      вдох   через одну половину носа,  выдох через другую (попеременно);
6)      вдох   через  нос, замедленный  выдох через нос с усилением в конце;
7)      вдох   через  нос, выдох через неплотно сжатые губы;
8)      вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).
   Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.
   Комплекс Б.  Упражнения выполняются сидя: 1)исходное положение- руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с лёгким сопротивлением рук; 2) исходное положение- сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперёд с лёгким сопротивлением рук; 3) исходное положение- ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук; 4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперёд. Сжимание челюстей; 5) надувание щёк; 6) доставание кончиком языка мягкого нёба; 7) поднятие мягкого нёба при зевке. Оба  комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.
      Дыхательные упражнения и «дутьё в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного обучения.
 Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется её лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряжённостью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба.
Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твёрдое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.
 УПРАЖНЕНИЕ 2. После длительного произнесения звука м слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: мА, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.
    Дальнейшее закрепление кинестезий голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнести слоги:
МА-ма/       на-на/
МА-мо/        на-но/
МА-му/        на-ну/ и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Произнести:
МА\ма-мама/-мамамма/;
На/на-нана/-нанана/ и т. д.
 По достижению громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с й. Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс й и звучание гласных на твёрдой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых связок. Гласный звук должен звучать коротко, твёрдо, а й-длительно: ай… яй…, ой… ей…., уй… юй…. .
  В дальнейшем после получения звучного голоса и закрепления кинестезий необходима координация дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, АО, ау, аэ, аи, аоу, аои, аоуэи, аоуи и т.д.
  Сначала сочетания произносятся отражённо за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемостьт. А голос достаточно громкий и звучный.
 По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных  слогов-ма, мо, му, мэ, мэ, мы. При произнесении слов типа манка. Море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учётом возраста и интересов обучающихся.
   Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. Вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.
  Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счёт компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на поражённой стороне.

 Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка голосоведения и развитие невротических реакций.

Использованная литература:

1.                 Л. С. Волкова. Логопедия. Изд. Просвещение, 1995
2.                 Д К. Вильсон. «Нарушение голоса у детей».- М.: Медицина, 1990
3.                 М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения,
          М.: Про­свещение, 1989
4.                 В. Л. Лапшин.  Основы дефектологии, М.; Просвещение, 1990
5.                 М.К. Хватцев. Логопедия «Дельта», г. Санкт-Петербург: «Аквариум»
          Москва М.: 1996
6.                 В.В.Емельянов. Развитие голоса, г.Санкт-Петербург.
          Государственная           консер­ватория им. Н. А. Римского-Корсакова
         1996 -  Фонопедический метод развития голоса. Методическая
         разработка.  Областной институт усовершенствования учителей.
7.                 Л. В. Успенский. Культура речи. М.: Знание, 1986
8.                 3. М. Чарелли. Тайны нашего голоса.- Екатеринбург, 1992
9.                 З. Н. Бугаева. Развитие устной речи и дикции.- Москва: ЗАО «БАО-
          ПРЕСС», 2005
10.             И. А. Поварова. Учимся говорить правильно и красиво. – Санкт –
          Петербург: Союз,1999
11.     И.В. Асташина. Логопедические игры и упражнения для детей.-
          М.:ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство
          «ДОМ. ХХI век», 2008.-189 с.
12.     Т.А.Ткаченко. Логопедические упражнения.- М.:Издательство
   «Эксмо»,2005.-224 с.
13.    Е.М. Косинова. Уроки логопеда. Игры для развития речи.- М.:
         Издательство «Эксмо», 2008
14.    Е. Ф. Саричева. Техника сценической речи.- М.: Искусство,1955
15.    И.П. Козлянинова. Произношение и дикция.- М.,2006
16.    Т.И. Запорожец. Логика сценической речи.- М.,2002
17.     Н.Н. Шевелев. Логика речи.- М.,1959





Рекомендации для родителей

 к постановке и автоматизации звуков р, р/


Нарушения произношения звука Р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. В связи с этим при проведении артикуляционной гимнастики необходимо работать

1)   над поднятием кончика языка вверх,

2)   над развитием подвижности, вибрацией кончика языка.

Рекомендуются такие  специальные упражнения для развития подвижности кончика языка:

-поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу


-поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на нижние зубы;




-поднять кончик языка к верхним альвеолам, опустить к нижним альвеолам;





-«пересчитать» кончиком  языка  верхние, нижние зубы;

-пощёлкивание языком;

-«присосать» язык к нёбу;




-«присосать» язык к нёбу и опустить нижнюю челюсть;

- «болтушка»: кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;


-«пулемётчик»: частое произношение звуков т, д;

- сдувать кусочки ваты, тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами;
-сдувание ватки с кончика носа;



- вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;



- «балалайка»: в момент произнесения звука Д (или Ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка производятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая вибрация языка.



Когда звук Р появился и вводится в слоги, слова, предложения, важен контроль со стороны взрослых. При неправильном произнесении звука р, родителю необходимо исправить ребенка и попросить произнести слово снова.













Комментариев нет:

Отправить комментарий